Отчёт творческой группы «Астрономия+Музыка». "Лунная соната" Бетховена


Всероссийский Марафон  
 «Музыка немецкого – удивись и удиви!»
„Die Musik des Deutschen: Sich wundern, alle verwundern!“
«Большой праздник немецкой музыки в 
МБОУ «Гимназия №117» г.Ростова-на-Дону»
и
 межпредметный проект «Космический полигон»

«Там где кончаются слова, начинается музыка».

Генрих Гейне



          С 16.10.2018г. по 15.11.2018г. в МБОУ «Гимназия №117» г. Ростова-на-Дону прошёл Всероссийский Марафон  «Музыка немецкого – удивись и удиви!», организованный Гёте-Институтом при поддержке Межрегиональной ассоциации учителей и преподавателей немецкого языка (МАУПН). Это был ряд мероприятий, которые являлись составными частями большого праздника. Таким образом, по инициативе гимназистов Марафон в гимназии получил название «Большой праздник немецкой музыки в МБОУ «Гимназия №117» г.Ростова-на-Дону».
          Координатор Марафона в Ростовской области – Региональная ассоциация учителей и преподавателей немецкого языка (руководитель - д.ф.н., зав.кафедрой немецкой филологии ЮФУ Ленец Анна Викторовна).
          Организатор мероприятий Марафона в ОУ – зав.кафедрой учителей иностранных языков МБОУ «Гимназия №117» Рябченко Евгения Анатольевна.
          Целью Марафона в ОУ является популяризация немецкого языка и немецкой музыкальной культуры.
          Девиз нашего праздника в рамках Всероссийского Марафона  «Музыка   немецкого – удивись и удиви!»: «Musik kann beruhigen! Musik kann beglücken! Musik kann beschwingen! Музыка может успокоить! Музыка может осчастливить! Музыка может воодушевить!
         Мероприятия были проведены на локальном уровне в рамках нашего образовательного учреждения (ОУ).
        Целевая группа:  в Марафоне приняли непосредственное участие обучающиеся 5-9 классов, изучающих немецкий язык как второй иностранный язык. К работе Марафона были привлечены классные руководители коллективов, принимающих участие в мероприятиях, учителя начальной школы, среднего и старшего звена. В качестве консультанта выступила учитель музыки гимназии. Родители учащихся проявили большой интерес к Марафону. Они помогли в реализации некоторых организационных моментов, в том числе и в съёмке видеоклипа «Большой праздник немецкой музыки в МБОУ «Гимназия №117» г.Ростова-на-Дону». На праздник были приглашены учителя иностранных языков гимназии. Педагоги кафедры учителей иностранных языков МБОУ «Гимназия №117» - учителя английского, немецкого и французского языков, благодаря Марафону, познакомились с интересным опытом по популяризации иностранной музыкальной культуры, повышению статуса иностранного  языка, воспитанию толерантности и формированию культуры общения на основе постижения через музыку народных традиций и обычаев. Учителя начальной школы содействовали популяризации немецкой музыкальной культуры и немецкого языка в целом. Благодаря проектам Гёте-Института, МАУПН, в том числе и этого Марафона, многие из ребят начальной школы выберут в 5 классе для изучения в качестве второго иностранного языка немецкий язык!
          В рамках «Большого праздника немецкой музыки в МБОУ «Гимназия №117» г.Ростова-на-Дону» был проведён ряд мероприятий, среди которых было одно, которое очень тесно связано с проектом, посвящённым популяризации  науки астрономии. Работала над ним творческая группа «Астрономия+Музыка».

Название мероприятия
Цель
Группа
Результат/
образовательный
(творческий) продукт
1.
Интерактивное занятие  «Мы «рисуем» классическую музыку»: «Мы рисуем «Лунную сонату» Бетховена.

Цель: прослушать музыкальное произведение
Ludwig van BeethovenMondscheinsonate“/ Людвиг ван Бетховен «Лунная соната» и
нарисовать ассоциации к  нему. Защитить свой проект: рассказать о композиторе, о произведении, о своей ассоциации к данному произведении на немецком языке.
8  классы
Познакомились с музыкальными произведениями, представили творческие проекты: «Мы «рисуем» классическую музыку»




Отзыв участника Марафона:

Мне очень понравилось занятие, когда мы слушали немецкую музыку («Лунная соната» Бетховена) и рисовали то, что чувствуем. Мы рисовали коллективную ассоциацию. Каждый чувствовал что-то своё. Здорово!!!
Учащаяся 8-б класса



Интересно то, что дети  «слышали» и чувствовали в «Лунной сонате» не меланхолию, не лунный свет, не печаль, грусть и лёгкую тоску. Совсем наоборот! Большинство чувствовали яркий свет, радость, ощущение полёта, весёлые нотки. Не ночь, а яркий день! Совсем не то, что чувствуют взрослые люди. Как оказалось, Бетховен изначально таким и задумывал своё произведение. Вот, что пишет об этом Википедия:
Соната для фортепиано № 14 до-диез минор, ор. 27, № 2 (Quasi fantasia, более известна под названием «Лунная») — музыкальное произведение, написанное немецким композитором Людвигом ван Бетховеном в 18001801 годах. «Лунной» первую часть сонаты (Adagio sostenuto) назвал музыкальный критик Людвиг Рельштаб в 1832 году, уже после смерти автора — он сравнил это произведение с «лунным светом над Фирвальдштетским озером».
Соната для фортепиано No14 до-диез минор, написанная в 1800-1801 годах, была посвящена Джульетте Гвиччарди. Маэстро был влюблен в нее и мечтал о женитьбе. Удивительно, но название «Лунная» прочно закрепилось за сонатой благодаря берлинскому поэту, сравнившем первую часть произведения с прекрасным пейзажем Фирвальдштетского озера в лунную ночь. Любопытно, но многие композиторы, музыкальные критики выступали против такого названия. А. Рубинштейн отмечал, что первая часть сонаты глубоко трагична и в ней скорее всего показано небо с густыми облаками, но никак не лунный свет, который по идее должен выражать мечты и нежность. Лишь вторую часть произведения можно с натяжкой назвать лунным сиянием. Критик Александр Майкапар высказался, что в сонате нет того самого «лунного свечения», о котором высказался Рельштаб. Более того, он согласился с высказыванием Гектора Берлиоза о том, что первая часть больше всего напоминает «солнечный день» нежели ночь. Несмотря на протесты критиков, именно это наименование и закрепилось за произведением. Сам композитор дал своему сочинению название «соната в духе фантазии». Связано это с тем, что привычная для этого произведения форма была нарушена и части изменили свою последовательность. Вместо обычных «быстро-медленно-быстро», развивается соната от медленной части к более подвижной.

*****


·  Третий по размеру кратер на Меркурии назван в честь композитора.
·  Один из элементов основного кольца астероидов, находящегося между орбитами Марса и Юпитера, носит название «1815 Бетховен».


*****
 После окончания Марафона были подведены итоги. Участникам  были вручены памятные сувениры.
Был снят видеоролик «Большой праздник немецкой музыки в МБОУ «Гимназия №117» г.Ростова-на-Дону» , запечатлевший самые интересные моменты Марафона. Ссылка на него здесь: https://youtu.be/ZoVjkxzSUAI
Информация о Марафоне в нашей гимназии размещена в СМИ на сайте Управления образования г.Ростова-на-Дону. Подробнее читайте здесь: Всероссийский Марафон «Музыка немецкого – удивись и удиви!», организованный Гёте-Институтом при поддержке Межрегиональной ассоциации учителей и преподавателей немецкого языка (МАУПН)
Информация о Марафоне в нашей гимназии размещена на блоге учителя немецкого языка Рябченко Е.А. здесь: https://ryabchenk.blogspot.com/2018/11/117.html 
  





Для заметки использовались картинки сайта Яндекс.Картинки и фото автора.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ход работы в проекте

Внимание! Викторина по астрономии №1!!! Смешанное обучение.

Внимание! Викторина по астрономии №2!!! Смешанное обучение.